Дорожные ограждения – неотъемлемая часть сложной инфраструктуры современной полосы для перемещения транспорта. Дорожные ограды изготовлены для выполнения вариабельных задач. Дифференциация таких ограждений производится по целевым назначениям, внешнему виду, материалу изготовления. Правила применения и установки данных ограждений предусмотрены специальными законодательными актами и документами, содержащими нормы стандартизации.
Длительность эксплуатации и применение определенных материалов обусловлены необходимостью их использования. Выбор сырья для изготовления дорожных ограждений и различных направляющих устройств основывается на существующем стандарте.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Назначение и характеристики дорожных ограждений
Широко налаженное производство дорожных ограждений – прерогатива каждой отраслевой структуры, которая работает с материалами, применяющимися для их изготовления.
Разнообразие применяемого сырья обусловлено широтой использования специальных приспособлений, их функциональностью, целесообразностью задействования различных типов материалов.
Заграждения – это общий собирательный термин, под которым подразумеваются устройства разной степени сложности, направленные на достижение вариабельных целей: разграничивающие, ограждающие, перенаправляющие и предупреждающие.
Основные правила применения различных дорожных ограждений предусматривают четкое разграничение знаков, ограждений и барьерных устройств и их стандартизацию в соответствии с необходимой функциональностью.
Внешний вид применяемых конструкций различается в зависимости от категории, к которой они относятся. Для этого используются визуализирующие средства, определенные виды материалов, параметры и прочность крупных, средних и небольших сооружений. Основной метод разграничения – целевое назначение, внутри которого могут использоваться разные по дизайну, но примерно одинаковые по назначению типы.
Неважно, какие разновидности устанавливаются: барьерные преграды для предотвращения вылета в кювет, или перенаправления транспортного потока, дорожные знаки для обеспечения нормального перемещения автомобилей на оживленной трассе, или ограждения места производства работ. Их внешний вид в РФ стандартизирован согласно ГОСТ Р 52289.
По типам различают только 2 основные группы: барьерного (чтобы не допускать съезда или предотвратить столкновения, разного внешнего вида и вариабельные по материалам изготовления) и перильного, преимущественно металлические, установленные в качестве препятствий для животных или предупреждения пешеходов.
Более развернутое разграничение ограждения получили по целевому назначению:
- изготовленные и установленные для удерживания транспортного средства любого вида от съезда с проезжей части, выезда на встречную полосу или в кювет (прочные, рассчитанные на силу инерции при остановке на скорости);
- заграждения предусмотренных прочности и параметров для препятствия передвижению человека, нарушающего правила движения на дороге (пешеходные ограждения);
- специальные барьерные ограждения, установка которых произведена для препятствия выходу на проезжую часть животных (в заповедниках, лесистой части, зоне зеленых насаждений, где такое часто происходит);
- противошумовые и противоослепляющие, смонтированные для предотвращения негативных эффектов от соседства с источниками освещения и шума большой масштабности (портом, аэродромом и т. д.).
Все вышеперечисленные группы могут быть временными дорожными ограждениями или постоянными, носить направляющий или останавливающий характер, предназначаться для удержания или ограничения передвижения.
Разметка, нанесенная на проезжей части, может быть условно отнесена и к направляющей, и к ограничивающей части процесса движения – так же, как и светофоры. Но и то и другое – это дорожные знаки, а не автомобильные или пешеходные ограды.
Вернуться к оглавлениюВиды ограждений и их классификация
Их делят по типам, видам, группам и классам, и это необходимо для упорядочения и стандартизации, единства исполнения, технических характеристик и определений. Средства, упорядочивающие движение и обеспечивающие его безопасность, изготавливаются на заводах.
Классификация, предусмотренная нормативными актами, направлена на то, чтобы производители работали по единым нормам:
- назначение – основной классификационный признак, с помощью которого ограждения дифференцируются на классы;
- группы и подгруппы – это способ разграничить приспособления по их местонахождению и расположению относительно полотна, по которому движется транспорт (непосредственно на нем, вблизи или на обочине);
- типы дорожных ограждений – это условное обозначение внешнего вида конструкции, который она должна иметь согласно нормативным актам;
- виды – разновидности типов по техническому исполнению (у каждого типа конструкции может быть несколько разных видов, предусмотренных особенностями применения).
Любой подраздел классификации ДО разработан по межгосударственному стандарту – ГОСТ 33128, датированному 2014 г., который разработали Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет и Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК 418 Дорожное хозяйство). Одобрен и внесен Росстандартом, принят в декабре 2014 года Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Такие же ограды приняты в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.
Предъявляемые межгосударственным ГОСТом требования касаются:
- прочности для гашения скорости, не отбрасывающей при этом авто, не заклинивающей и не опрокидывающей, не допускающей переезда через него;
- способности не наносить существенного урона автомобилю и одновременно не страдать от удара о него;
- замедлять и корректно направлять траекторию движения автотранспорта после удара вскользь;
- оставлять зону видимости, достаточно обеспечивающую свое назначение в любое время суток, и не портить окружающего пейзажа;
- не сливаться, но и не выделяться на фоне остальных носителей визуальной информации или подачи сигналов;
- выделять опасные зоны и препятствовать возможным столкновениям со средствами крепления;
- не мешать уборке, благоустройству и содержанию дорог, на которых они установлены.
Основное требование к конструкции и материалу изготовления – легкость ремонта, замены частей и демонтажа, долговечность, экономичность и эстетичность. Остальные цели достигаются при изготовлении ограждений вдоль трассы согласно их функциональному назначению. Согласно федеральным нормам их делят условно на большие группы, составляющие основу разработанной классификации.
По функциональному назначению
Разграничение дорожных ограждений по функциональному назначению предусматривает две большие группы: конструкции, рассчитанные на транспортные средства и сооружения, ориентированные на пешеходов.
Первая категория, в свою очередь, подразделяется на:
- Направляющие, устанавливаемые на обочинах и вдоль транспортной оси, у края путепровода, моста, на разделительной полосе (ДО, рассчитанные на боковые и скользящие удары автосредства, не более, чем под углом в 30 градусов, то есть вскользь).
- Останавливающие, выдерживающие прямой (фронтальный) удар, поэтому их устанавливают в местах, где направляющие иногда оказываются бессильны, и ТС грозит падение с высоты или удар о сооруженное препятствие.
К направляющим относят дорожные ограждения барьерного типа, парапетные, бордюрные и комбинированные.
Барьерные сооружения
К конструкциям такого типа предъявляются отдельные требования. Это могут быть металлические, железобетонные или полимерные, жесткие или упругие, полые или заполненные водой, сыпучими материалами, амортизирующей массой. Сюда же относят и тросовые барьеры, которые отличаются по конструкции, но могут быть отнесены к категории изделий из металла.
ДО барьерного типа устанавливаются согласно ГОСТу Р 52289-2004 2004 г., определяющему технические условия и устройство барьерного заграждения для обеспечения удерживающей способности:
- 11 ДО — дорожное ограждение одностороннее;
- 11 ДД – двухстороннее;
- 11 МО – мостовое ограждение;
- 11 МД – тоже мостовое, но двухстороннее.
В зависимости от сложности участка дороги могут устанавливаться одновременно оба типа заграждений (это касается подходов к мостам). Основные элементы заграждений такого типа – стойка (разного типа: мостовая, на цоколе), консоль (они бывают жесткими, распорки, амортизаторы) и специальные крепежные элементы (концевой, переходной и световозвращающий).
Металлические ДО бывают жесткими, с направляющими элементами и энергопоглощающими, целевое назначение которых достигается изготовлением поверхности особой конфигурации (криволинейной, поперечной, способной ломаться в определенном направлении).
Тросовые барьеры – отдельный тип дорожных ограждений, распространенный в Скандинавии, Белоруссии и России.
У тросовых барьеров стойка закрепляется слабо, а значительное натяжение металлического троса (в зависимости от сложности трассы – от 2 до 4 линий) помогает таким сооружениям смягчать и возвращать удар ТС.
Они выполняют примерно те же функции, что и металлические профилированные или бетонные, но при этом наносят транспортному средству менее значительные повреждения. Тросовые барьеры могут устанавливаться и на обочинах автомагистрали, и на сложных по рельефу участках, но основная сфера их применения – разделение проезжей части и предотвращение вылета на встречную полосу.
Необходимость максимально обеспечивать безопасность водителя, автомобиля и других участников процесса движения привела к созданию дорожных ограждений комбинированного типа. Здесь вариантов модификаций много, потому что они могут включать различные конструктивные элементы и парапетных, и барьерных видов, комбинировать бетонные и металлические элементы.
Парапетные конструкции
ОДМ 218.6.004-2011 – это принятые Росавтодором методические рекомендации МАДИ по устройству парапетных заграждений вдоль дорог, которые начиная с 2012 г. служат основным определяющим документом по качеству бетона, параметрам и конфигурации сооружений.
Основная дифференциация парапетных сооружений проводится по их монолитности или цельности. И те и другие могут изготавливаться только в заводских условиях для конкретного рельефа, в котором учитываются план, профили и категория дороги, параметры, условия и категория моста.
Однотипность парапетного сооружения на протяжении трассы предусмотрена для создания эстетического впечатления и концентрации внимания водителя (который не будет отвлекаться на разнотипные элементы).
Деревянные парапетные заграждения устанавливают в лесистых местностях, в сложных климатических условиях, при отсутствии развитой инфраструктуры вдоль дорог и расположенных поблизости от предприятий.
Разработана примерная таблица, в которой учитываются радиус, спуск, кривизна дороги, перспективная интенсивность и минимальная высота насыпи.
В подборе необходимых заграждений парапетного типа непременно учитываются разметка, ширина разделительной полосы, обочин (это входит в понятие категории дороги).
Направляющие устройства для указаний водителю
Это разнообразные вариабельные сооружения – от бетонных или металлических столбиков и световых тумб до барьеров, щитов и стоек из любого материала, обеспечивающих ограждение мест производства дорожных работ.
Их целевое назначение – указать водителю на необходимость изменения привычного направления или опасные участки, проблемные сооружения, которые могут остаться незамеченными в плохую погоду или в темноте.
Основное требование к направляющим и предупреждающим знакам – безопасность при случайном наезде. Не должны пострадать ни водитель, ни транспортное средство, но при этом внимание акцентируется на препятствии.
По внешнему виду
Внешний вид таких конструкций может варьироваться до бесконечности. Это могут быть переносные стойки и щиты, конусы разного размера, выкрашенные яркой краской, с подсветкой или светоотражателями, световые тумбы, на которых укреплены проблесковые маячки.
Такие же сооружения с постоянной подсветкой, направляющие столбики из разного материала, со светоотражающей полосой. Весьма условно сюда относятся и разметка, особенно светоотражающая, светофоры, дорожные пластиковые ограждения, керамические плитки.
По материалу производства
По материалу изготовления такого рода заграждения (сигнальные, барьерные, парапетные и остальные типы устройств) могут отличаться в зависимости от цели использования. В выборе материала многое определяет, к какому виду, дорожному или мостовому, относится тип конструкции: ограничивающие устройства для автомобилей, пешеходов или животных.
Пешеходные устройства тоже делятся на четыре группы:
- у тротуаров и разделительных боковых полос могут устанавливаться крашеные металлические, перильные комбинированные, бетонные, в которых присутствуют части из оцинкованного железа;
- у надземных и подземных переходов ставятся столбы со знаками, светофоры разного типа, светодиодная стойка;
- на газонах и площадках могут стоять и перильные, и монолитные сооружения из бетонных блоков, а также заграждения из пластика, выполняющие и декоративную функцию;
- у опор электропередачи или путепровода для безопасности пешеходов могут стоять металлические или деревянные ограды.
Проектирование останавливающих сооружений в последнее время включает и препятствия, способные предотвратить столкновение, рассеять и поглотить ударную силу. Но, к сожалению, даже блоки из винила, наполненные водой, не спасают пешеходов от наезда нетрезвых или неквалифицированных водителей.
Бетон
Методические указания, СНиП и ГОСТы, определяющие качество, целесообразность и внешний вид покрытия дороги, предъявляют к ним требования, касающиеся не только габаритов и правил установки, но также марки используемого бетона и даже качества воды, используемой при замесе.
Монолитный бетон или заграждение из блоков должны быть снабжены односторонним или двусторонним профилем. Они устанавливаются со специальным наклоном, чтобы ТС повредилось при наезде в минимальном объеме.
Также они предусмотрены для ограждений разного типа, потому что бетон – гарантированно долговечный материал, срок службы которого практически не ограничен. Соблюдение стандартных форм и единого стиля на трассе дает возможность обеспечить и эстетическую составляющую.
Металл
Ограждения из металла в большинстве случаев проходят оцинкование, и это позволяет продлить срок их эксплуатации. Но не менее часто их производят из более дешевых видов и окрашивают. Массивные металлические конструкции могут выполнять одновременно декоративную и останавливающую функции.
К таким относятся ограждения в заповедных городских зонах, бордюры газонов в парках. Барьерные металлические заграждения вдоль трассы, кроме оцинкованных, могут быть грунтованными или с антикоррозионным покрытием. В городах федерального значения или туристической зоны при изготовлении защитных металлических барьеров могут вводиться оригинальные конструктивные элементы и использоваться трубы или ковка.
Пешеходная разметка, ограниченная металлическими заборчиками, становится безопасней, так же как и разметка на дороге, ограниченная бетоном.
Пластик
Ограждения из пластика используются преимущественно в работах по ремонту дороги, разграничении места аварии или в изготовлении предупреждающих знаков.
Вернуться к оглавлениюПравила применения на дорогах
Методический базис, разработанный специалистами, устанавливает общие правила размещения бетонных заграждений, их оптимальную высоту и удаленность от субъекта движения. Это дает возможность корректной установки железобетонных типовых изделий, учитывая светофоры, пешеходные переходы и другие потенциальные сложности.
Благодаря существующей теоретической базе можно устанавливать заграждения комбинированного типа с учетом особенностей конструкции в надлежащем порядке, чтобы сооруженная ограда соответствовала требованиям и сложности участка дороги.
Правила применения ограждений определенного типа предусматривают учет интенсивности движения, климатические условия и наличие сооружений (светофоры, заграждения от животных, заборы и т. д.).
Вернуться к оглавлениюОбеспечение безопасности на дорогах
Основная цель установки разграничений любого типа, изготовленных из разных материалов, – обеспечение безопасности на дорогах.
Это важный вопрос, целью которого является не только сохранение транспортного средства и свобода его передвижения на скорости.
Основные цели любой конструкции – обеспечение безопасности человеческой жизни, создание комфортного уровня передвижения, уменьшение вероятности всевозможных транспортных происшествий. ДО, изготовленные в соответствии с нормами, разработанными квалифицированными специалистами, – отличный способ справиться с этой задачей.