Каждый загородный дом начинается с ворот, и это его визитная карточка. Сделать привлекательное лицо дома помогут кованые откатные ворота с калиткой, которые выглядят богато и оснащены автоматической раздвижной системой. При их установке владелец получает изделие, которое соответствует всем необходимым требованиям: надежность, эстетичность, удобство в эксплуатации.
Содержание материала
Устройство кованых ворот
Кованые ворота с калиткой представляют собой металлическую раму из профильной трубы, в которой внутреннее пространство заполнено узором из стальных прутьев с коваными элементами. В результате получается законченная композиция.
Сегодня популярностью пользуется установка кованых ворот с раздвижным механизмом. Это такой тип ограждения, когда створка откатывается вдоль забора. Они имеют одну конструктивную особенность – раму делают с противовесом сбоку створки. Проектируют их таким образом, чтобы дополнительная часть составляла половину размера длины пролета.
Спрос на изделия с художественной ковкой вырос. Производитель предоставляет выбор: сделать специальный проект или приобрести типовую модель. Их собирают открытого типа – из прута и кованых элементов, а также закрытого типа – зашитые металлическим листом. Кованые откатные ворота, цена которых составляет в зависимости от модели 28000 руб. за изделие и выше, дешевыми не назвать.
Эксклюзивные дороже, и их цена за погонный метр изделия при высоте 2 метра в зависимости от сложности работы составит от 20000 руб.
Как изготавливается калитка из профильной трубы своими руками, можно узнать по ссылке.
Особенности
Откатные кованые ворота имеют сильные и слабые стороны. К плюсам относят надежность и долгий срок эксплуатации. Изделия выглядят индивидуально и стильно благодаря дизайну и элементам декора. Способ открытия кованой створки добавляет полезной площади перед домом, а электрический привод делает конструкцию удобной в эксплуатации.
К минусам относят цену кованого изделия (она складывается из откатного механизма и дополнительных расходов на фундамент) и большой вес. Кроме того, придется нанимать рабочих для монтажа, если нет нужных навыков. Откатные ворота под ключ размером 4х2 м, сделанные по индивидуальному проекту, обойдутся заказчику в 80000 рублей.
Несмотря на минусы, плюсов у кованых откатных ворот больше: высокую цену оправдывает срок службы – 10 лет. Услуги рабочих обойдутся дешевле, если часть работы выполнить самостоятельно. На выходе получатся добротные красивые кованые ворота, фото которых представлено ниже.
Варианты откатного механизма
Строители используют четыре типа откатного механизма, у каждого из которых – свое применение. Объединяет их способ открывания створки, которая раздвигается параллельно стене.
Типы механизмов:
- Подвесная консоль – вариант, когда створка подвешена на опорной балке, установленной сверху конструкции. Ее применяют для легких металлических изделий. Плюс подвесной модели – не нужен фундамент. Минус – ограничивает высоту проезда машин.
- Опорная балка расположена посередине створки. Для монтажа не нужен фундамент, но вес имеет решающее значение. Применяют для легких конструкций.
- Монорельс. Створка на роликах ездит по направляющему, расположенному на поверхности дороги. Вариант неудобен из-за погодных условий: зимой налипает снег, летом попадает мусор. Монорельс делают из круглой трубы диаметром 20–25 мм или из уголка размером 45 мм.
- Вариант с опорной балкой, расположенной внизу рамы, – самый распространенный тип конструкции. Она не боится погодных условий, не ограничивает высоту проезда. Применяют для легких и тяжелых изделий.
Каждый способ имеет свои особенности. Вариант с монорельсом внизу – самый бюджетный, так как не требует специальных приспособлений. Верхняя балка не требует дополнительного противовеса и фундамента. Но надежный вариант для тяжелых кованых изделий – установить опорную балку снизу рамы.
Консольный механизм
Монтажники считают, что кованые откатные ворота лучше устанавливать с консолью на нижней части рамы. Так как этот способ самый распространенный (90 % всех заказов), рассмотрим фурнитуру и рабочую часть механизма.
На фото изображены ролики для откатных ворот.
В комплект входят:
- направляющая балка размером 5–9 м;
- роликовые каретки, по ним катается П-образная балка;
- верхние ролики, выполняющие поддерживающую функцию;
- нижний улавливатель – приемник для нижней части створки;
- верхний улавливатель – приемник для верхней части створки;
- заглушки, закрывающие торцы труб от попадания мусора;
- поддерживающий ролик для плавного заезда в улавливатель.
Вес и длина – главные параметры при выборе сдвижного механизма. Сначала измеряют вес готового изделия. Рама размером 4х2 м из профильной трубы 60х40 мм со вспомогательными ребрами жесткости из трубы 40х20 мм весит 110 кг.
Сюда добавляют массу прута, кованых элементов, металлического листа, опорной балки. В результате получают вес металлоконструкции. В среднем кованые ворота открытого типа весят до 300 кг, а закрытого типа – до 600 кг в зависимости от оформления изделия.
На фото представлен красивый вариант конструкции кованых ворот.
Откатные устройства выпускают для легких (до 400 кг) и для тяжелых (до 800 кг) конструкций. Для каждых ворот подбирают раздвижную систему индивидуально, поэтому так важно знать вес. Главная деталь – это опорная балка, ее выбирают в зависимости от веса и длины створки.
Для легких кованых конструкций применяют балку 60х70 мм, толщина стенки трубы – 3,5 мм, длина – до 4,5 м. Для тяжелых конструкций используют опорную балку 85х94 мм, толщина – 5 мм, длина – до 9 м. Помните, что выбирать консоль нужно с запасом, чтобы увеличить срок ее службы.
Цена: комплект откатного механизма до 800 кг с балкой длиной 6 м обойдется заказчику от 17000 руб. Стоимость комплекта до 400 кг с опорной балкой длиной 5 м – от 7000 руб. Покупать механизм дешевле в комплекте, чем по отдельности.
Распашные ворота из сэндвич панелей можно посмотреть по ссылке.
Вернуться к оглавлениюКак сделать самостоятельно
Давайте разберемся, как сделать кованые ворота своими руками. Согласно чертежу необходимо отрезать заготовки из профильной трубы 60х40 мм для будущей рамы. Подготовить перемычки для жесткости каркаса из трубы 40х20 мм.
Затем сваркой прихватить каркас кованых ворот, соблюдая диагонали. Посередине поставить перемычку для жесткости. Проверить размеры, диагонали, обварить каркас со всех сторон, зачистить швы.
Дальше нужно найти рисунки для будущей композиции и приготовить эскизы. Сделать заготовки прута и кованых изделий. Затем разложить элементы на створке, чтобы предварительно посмотреть, как выглядит узор в натуральном виде. Если композиция получилась удачной, приступить к оформлению рамы. После того как все детали сварены, конструкцию красят.
Кованые откатные ворота с калиткой делают, когда нет возможности построить калитку отдельно. Конструкция выглядит, как створка со встроенной калиткой, где сохранены общая композиция и геометрия. Минусы: нужно постоянно переступать через нижнюю балку, ограниченная высота входа, калитка ослабляет конструкцию ворот.
На фото – каркас откатной конструкции.
Монтаж фундамента
Проект раздвижных заграждений нужно делать на стадии строительства забора. Это важно, чтобы залить вместе фундамент для столба и закладной под раздвижной механизм. В противном случае основание делают отдельно. Кованые ворота откатные выглядят массивно, визуально подходящая опора для них – кирпичный столб.
Сначала выбирают, в какую сторону будет откатываться створка. Затем замеряют расстояние между столбами и делают расчеты. Длина закладной равняется половине размера ворот.
Фундамент под закладную делают основательный, так как на него крепятся ролики, которые держат всю металлоконструкцию. Ширина монолита – 40 см, глубина – ниже уровня промерзания (1,7 м для средней полосы России).
Траншею под фундамент роют двумя способами. Первый: вырыть траншею шириной 40 см, глубиной 60 см, а по краям пробурить приямки ниже глубины промерзания. Второй способ: выкопать траншею размером 40 см на 1,7 м. Такой вариант затратный, но надежный. Его применяют для конструкций, вес которых – 500 кг и более.
Далее вяжут каркас из арматуры диаметром 12–14 мм. Размер арматурного скелета – 30х50 см. По краям вяжут столбики из арматуры чуть меньше глубины траншеи. Для закладной используют швеллер высотой 200 мм.
Важно установить его точно по горизонтали. Для этого делают разметку и на расчетном уровне дорожного покрытия натягивают нитку. Устанавливают в траншею каркас, к которому приваривают швеллер по уровню, чтобы шнур совпадал с полкой закладной.
Готовую конструкцию скрепляют арматурой, чтобы при бетонировании не нарушить геометрию. После установки каркаса приступают к бетонированию. Заливают фундамент под откатные ворота бетоном марки М200 или М250, тщательно вибрируют раствор, чтобы не образовывались пустоты.
Залитый фундамент выдерживают четыре недели: это время набора бетоном 100-процентной прочности.
Цены и расход материала. Траншея с приямками 200х40х60 см плюс приямки 0,48 куб. м + 0,1 куб. м = 0,6 куб м. Приготовить вручную – 1000 руб., купить – 1950 руб. без доставки. Траншея 200х40х170 см: расход бетона – 2,5 куб. м. Сделать вручную – 4000 руб., купить готовый – 8000 руб.
Арматура толщиной 12 мм, длиной 30 м, цена 50 руб. за погонный метр = 1500 руб.
Швеллер высотой 200 мм, стоимость 1120 руб. за погонный метр = 2240 руб.
Как сделать ворота для сарая, читайте по ссылке.
Монтаж ворот
Монтаж – это сложная техническая задача. Чтобы кованое открывающееся устройство работало отлаженно, изучите инструкцию по эксплуатации и установите комплектующие согласно чертежу с соблюдением точной геометрии. Работу делают в определенной последовательности согласно руководству по установке.
Рассмотрим монтаж откатных ворот поэтапно:
- Установить столб-ловитель из трубы 80х80 см заподлицо с кирпичным столбом. Для этого роют приямок, устанавливают трубу, проверяют уровень, приваривают к закладным. Снизу столб бетонируют.
- Установить столб для верхнего направляющего ролика из трубы 80х80 см. Его монтируют вместе с закладной. Трубу вертикально приваривают к закладным кирпичной колонны, а у основания бетонируют на глубину 60–80 см.
- Установка роликовых опор для раздвижного механизма. Их устанавливают на пластину с болтами, приваренную к швеллеру. На болты одевают роликовые опоры при помощи гаек выставляют нужный уровень.
- Установка направляющего ролика. Деталь при помощи саморезов или сварки крепят сверху столба, чтобы удерживать раму в вертикальном положении.
- Затем устанавливают ворота. Для этого опорную раму одевают на ролики и фиксируют направляющими роликами сверху.
- Установка поддерживающего ролика. Устанавливают его в начале опорной рамы. Откручивают болты, вставляют ролик внутрь балки, фиксируют при помощи болтов.
- С задней части опорную балку закрывают пластмассовой или резиновой заглушкой.
- Установка нижнего улавливателя. Подкатить створку к столбу-уловителю. В нижней части столба заподлицо закрепить улавливатель саморезами или приварить, предварительно отрегулировав его положение по отношению к воротам.
- Установка верхнего улавливателя. Закройте створку так, чтобы она плотно уперлась в нижний улавливатель. Затем, отступив от верха 10 см, плотно приставьте и закрепите верхний улавливатель.
Как сварить ворота, смотрите по ссылке.
Электропривод
Автоматика делает откатные ворота удобными в эксплуатации. Наличие механизма с электроприводом позволяет активировать откатывающееся устройство, не выходя из машины.
Для нормальной безопасной работы откатного механизма вместе с электроприводом приобретают:
- фотоэлементы для безопасности: они останавливают открывающееся устройство;
- сигнальные лампочки, предупреждающие о работе устройства;
- электронные замки для запирания.
Установка автоматики
Монтаж автоматической системы начинают с разводки кабеля. Его прокладывают в пластиковом защитном чехле до того, как сделать заезд, чтобы не пришлось разбирать дорожное покрытие.
На закладную устанавливают две профильные трубы 40х40 мм. Затем сверху крепят платформу привода. После этого на подготовленное основание устанавливают двигатель. На шестеренку ставят зубчатую планку с вкрученными бочонками. Крепление планки должно попадать на раму каркаса. Если этого не получилось, то ставят профильную трубу другого размера.
После того как собранная конструкция встала правильно, приваривают трубу к швеллеру. Монтажную площадку крепят к трубе, а привод прикручивают к платформе.
Установка зубчатой рейки
Начинают установку зубчатой рейки в закрытом положении ворот:
- От привода отступают 250 мм и начинают монтаж.
- Рейку ставят одним краем на шестерню, а другой край выравнивают по уровню и прихватывают бочонок к каркасу.
- Затем откатывают створку на 1 м и устанавливают вторую зубчатую планку.
- Снизу к установленной планке приставляют свободную зубчатую рейку. На нее сверху вплотную к первой устанавливают вторую, проверяют уровнем горизонт, приваривают бобышки к раме. Таким образом устанавливают все последующие планки. Это делают, чтобы на месте стыков ворота не прыгали во время работы.
- После того как рейку установили, расслабляют болты крепления и регулируют планку так, чтобы зазор между зубьями рейки и шестеренки мотора получился 1–3 мм.
Подобным образом выставляют все полотно рейки. Комплект фурнитуры с автоматикой для 6 м изделия весом до 800 кг стоит 30000 руб. Комплект для 6 м заграждения весом 350 кг обойдется в 23000 руб.
Подключение привода к питанию и программирование пульта управления лучше доверить электрикам. Для правильной настройки механизма потребуются специальные знания. Также агрегат нужно поставить на гарантию, которую могут давать только сервисные центры.
Важно правильно подобрать привод.
Привод подбирают согласно весу кованых ворот. Подбирайте механизм с запасом, чтобы движок работал дольше. Если металлоконструкция весит 300 кг, то приобретайте движок на 600 кг. Шестерни внутри двигателя должны быть металлические: это гарантирует медленный износ деталей.